Вопросы по гомеопатической философии
Жизненная сила
(Журнал "Homeopathy Today" Национального Центра Гомеопатии США, апрель, 2001, выпуск 21, №4, стр. 28-29)
Джон Ланстрот
Это вторая статья из серии, посвящённой фундаментальным концепциям гомеопатической философии: жизненная сила, болезнь, препарат и закон подобия; здесь обсуждаются некоторые аналогии и метафоры для понимания связи между ними.
Врачи и другие мыслители с давних времён сталкивались с проблемой объяснения жизни. Что такое жизнь? Что разделяет бытие и небытие? Какова разница между моей сестрой и книгой на полке? До второй половины XIX-го века (1860-1900 гг.) самым распространённым и широко признанным объяснением был витализм. Витализм объясняет, что существует живительная энергия или жизненная сила, которая оживляет все живые организмы. Он говорит, что если живительная энергия оставляет тело, тогда наступает смерть. Для жизни необходим и организм, и жизненная сила.
Витализму был нанесён серьёзный и длительный удар общей теорией эволюции Дарвина. Он опубликовал свой труд в 1859 г., около 17 лет спустя после смерти Ганеманна. Теория Дарвина предложила совсем другое объяснение жизни. Она говорит, что жизнь возникла путём случайного соединения химических веществ в первичном "супе" миллиарды лет назад. Его теория широко используется сегодня для объяснения жизни как механического результата химических взаимодействий. Другими словами, мистическая жизненная сила уже не требуется для объяснения того, почему живые существа движутся и имеют самосознание. Это объяснение жизни называется материализм.
Материализм классифицируется философами как метафизика. Это значит, что существует мало доказательств, подтверждающих данное убеждение, или же они вообще отсутствуют. Сейчас существует очень спорный, но интересный аргумент, распространённый в научном сообществе, о том, является или не является пост-дарвинистская общая теория эволюции "фактом". Хотя эволюционисты любят обливать грязью тех, кто не верит в теорию, как они, с легким налётом "креационизма", это действительно скрывает очень глубокую и, на сегодня, непреодолимую проблему: доказательство в поддержку общей теории эволюции - исключение, а не правило.
Витализм также считается метафизикой, другим объяснением жизни, основанным на вере, а не на факте. Я склоняюсь к тому мнению, что у витализма больше доказательств, чем у общей теории эволюции, потому что жизненная сила до некоторой степени может быть напрямую испытана. Это необязательно квалифицирует опыт как "факт", согласно ортодоксальным учёным, но он эмпиричен.
Во времена Ганеманна существовал небольшой спор о том, является ли витализм "основанным на фактах" или нет. Он был таким же "действительным", как и любая другая теория. В наши дни доминирующим объяснением жизни является материализм, и он утверждает как факт, что витализм не является действительным. Эти две теории несовместимы. Никто не может быть одновременно материалистом и виталистом.
Это создало большие проблемы для виталистов, потому что материалисты решили, что так как то, что нельзя измерить не существует, то нельзя использовать концепцию жизненной силы для объяснения чего-либо. Решение того, что жизненная сила не существует, является частью метафизической веры в материализм. Механизмы решения того, является ли что-либо фактом, были сформированы так, как если бы жизненная сила не существовала. Поэтому для этих механизмов очень трудно установить меры измерения, относящиеся к жизненной силе. Когда сегодня проводят эксперименты, которые показывают эффективность нематериальных разведённых и потенцированных веществ, таких, которые используются в гомеопатии каждый день, все объяснения лежат в материальной сфере. В мире ортодоксальной науки жизненная сила просто не существует.
Не все гомеопаты верят в жизненную силу, и, действительно, подобная вера необязательна для того, чтобы успешно практиковать гомеопатию. Это одно из преимуществ гомеопатии - она работает в независимости от того, во что вы верите. Однако большинство гомеопатов сегодня используют жизненную силу для объяснения того, что они наблюдают, поэтому важно иметь основное понятие о том, на что они ссылаются.
Описание Ганеманна
Ганеманн, основатель гомеопатии (1755-1843 гг.), описал жизненную силу здоровья в параграфах 9 и 10 "Органона" (6-е издание).
§9: При здоровом состоянии у человека духовная жизненная сила (автократия), динамика, которая оживляет материальное тело (организм), имеет неограниченное влияние и сохраняет все части организма в восхитительном, гармоничном, живом функционировании; это касается и чувств, и функций, и наш постоянный, обоснованный разум может свободно использовать эту жизнь (существование), - здоровый инструмент - для более высокой цели нашего существования.
§10: Материальный организм без жизненной силы неспособен чувствовать, функционировать, неспособен на самосохранение*; он получает всю чувствительность и выполняет все функции жизнедеятельности единственно путём нематериального существования (жизненный принцип), которое оживляет материальный организм в здоровье и в болезни.
*Он (организм) мёртв и подчинён только силе внешнего физического мира; он разлагается и снова распадается на свои химические составляющие.
По этим двум параграфам можно многое сказать, но мы сделаем следующие обобщения: жизненная сила - это нематериальная энергия, которая регулирует, регенерирует и репродуцирует организм согласно характерным формам каждого вида.
Другими словами, если нарушается химический баланс крови из-за того, что вы что-то съели, жизненная сила подводит его к норме человеческого существования. В эмбриональной стадии существования она проверяет, являются ли лёгкие человеческими лёгкими, как это определено нашей наследственностью. Она руководит созреванием женщины до репродуктивной стадии и т. д. Она удостоверяется в том, что цель человеческого существования может быть достигнута.
Ощущение жизненной силы
Мы объясняли жизненную силу словами, но что же это на самом деле, как о ней непосредственно можно узнать? Китайцы также основывают свою систему медицины на энергии, которую они называют "чи" (иногда произносится как "ки"). Они изучают её уже тысячи лет и разработали целую технику определения, накопления и контролирования жизненной силы для сохранения здоровья. Ганеманн также говорил, что жизненную силу можно непосредственно испытать. Он открывает это в параграфах 288 и 289, в которых он обсуждает то, что называет месмеризмом.
Жизненная сила существует и в организме, и в атмосфере. Почувствовать жизненную силу для большинства людей легко. Просто поднимите ваши руки над головой и держите их на расстоянии дюйма друг от друга. Вы почувствуете, что что-то происходит - лёгкое покалывание, или теплоту или другое чувство, которое ощущается как энергия. Если вы медленно раздвинете руки, вы часто можете чувствовать что-то похожее на эластичность между вашими руками, мягкое чувство сопротивления разделению рук. Попытайтесь не давать им соприкасаться. У вас могут быть другие ощущения - сгустки энергии вокруг рук, или какие-либо другие ощущения, которыми жизненная сила говорит о себе вашему разуму. Энергия должна становиться сильнее, чем дольше вы делаете это в расслабленном состоянии.
Это не конец истории, хотя жизненная сила имеет и явные проявления, которые можно почувствовать руками, и имеет очень неясные проявления, которые скрываются в природе мыслей. Именно энергия существует в широком спектре частот. Однако ни одна из этих частот не может быть измерена механическими инструментами человека. Вот что имел в виду Ганеманн, когда говорил, что они (частоты) нематериальны. На более низком уровне энергии, которую можно почувствовать руками, жизненной силой можно манипулировать при помощи электромагнитной энергии, при помощи пищи, которую мы едим, при помощи того, о чём мы думаем, а также при помощи многих других вещей.
Однако важно помнить - это не значит, что жизненная сила является физической силой, такой как электромагнетизм. Это не так. Именно по этой причине не следует ожидать, что она будет следовать всем законам того, что известно как природа. Законы природы, с которыми мы знакомы, управляют веществами, измеряемыми современной наукой, так как эти законы сами по себе основаны на измерениях. Если что-то, например, жизненная сила, не может быть измерено, тогда объяснения, основанные на измерениях, не могут быть применены. Как гомеопаты мы узнаём о различных типах измерений; мы учимся принимать как данное наш опыт обращения с нематериальными веществами, такими как гомеопатические препараты. Так как мы принимаем различные типы данных - наш опыт - мы можем говорить серьёзно и с некоторой долей уверенности о нематериальной жизненной силе.
Значит ли это, что существует общепринятое объяснение того, что это такое? Нет. Ещё до времён Дарвина, до 1859 г. существовало общее мнение, что жизненная сила происходит от святости (божественного происхождения). Небольшое размышление над тем, что это значит, если общая теория эволюции Дарвина неправильна, может открыть нам глаза. Невзирая на тот факт, что многие люди не уверены, откуда происходит жизненная сила, и во всех её проявлениях и энергии, это не останавливает их от признания её существования и важности в понимании и объяснении жизни.
Как гомеопаты мы, в конечном счёте, заинтересованы в том, чтобы помогать другим и нам самим оставаться здоровыми путём использования гомеопатических препаратов. Наша специальность не хирургия, не хиропрактика, не акупунктура или какая-либо другая техника лечения. Наша область это определённый совет по жизненному стилю и использованию разведённых, потенцированных препаратов для устранения болезни. В процессе познания того, как использовать препараты, и в процессе изучения истории, философии и техники гомеопатии, естественно возникает вопрос, в чём конкретно заключается связь между жизненной силой, заболеванием и препаратом.
В следующей статье мы рассмотрим концепции заболевания и препарата в "Органоне" и заложим фундамент для изучения закона подобия и различных путей его понимания.
При копировании материалов ссылка на "Краснодарский Краевой Центр Гомеопатии" обязательна.
Copyright © Krasnodar Regional Homoeopathic Center 2002