"Нет, я не пойду в школу и ты не заставишь меня!" Боязнь школы: как может помочь гомеопатия
Джудит Райхенберг-Уллман, доктор натуропатии, диплом Гомеопатической Академии Врачей-натуропатов, сертификат по классической гомеопатии
Если вы когда-нибудь сталкивались с тем, что ваш ребенок в отчаянии цепляется за вашу руку и кричит, что он не ступит на порог этой школы, тогда вы знаете, что такое "школофобия". Несомненно, родители осознают, что посещение школы это неотъемлемая часть развития ребенка.
Школофобия в любом возрасте
Дошкольное учреждение, детский сад, начальная школа, средняя школа - это естественные, неизбежные стадии развития большинства детей. Однако на любой стадии созревания и развития ребенок может стать беспокойным или даже запуганным, он или она не может выносить мысль о посещении школы. У детей дошкольного и начального школьного возраста может возникнуть приступ гнева, они цепляются за ноги своей матери и кричат. Дети старшего возраста становятся мрачными или отчужденными, испытывают приступы тревоги и паники, категорически отказываются идти в школу.
Однако такое состояние проявляется внешне, это пытка для ребенка и его родителей, которые зачастую не знают, как помочь своему ребенку. Чем дольше он отказывается посещать школу или участвовать в мероприятиях своих сверстников, тем труднее становится выходить из этого положения.
В моей практике, сконцентрированной в основном на детях с поведенческими проблемами, проблемами с обучением и другими эмоциональными и ментальными трудностями, я лечила детей с очень сильной школобоязнью - детей, у которых перехватывало дыхание или же они намертво цеплялись за дверцу машины, и родители не могли отвести их в школу. В таком состоянии может появиться много соматических симптомов, позволяющих им не ходить в школу, иногда даже могут быть психические срывы. Если боязнь школы у вашего ребенка настолько серьезна, я настоятельно рекомендую проконсультироваться с гомеопатом. При менее серьезной степени боязни могут помочь некоторые приведенные ниже гомеопатические препараты.
Не надо недооценивать страх вашего ребенка
Очень важно уделять внимание состоянию вашего ребенка в любом возрасте, в независимости от того, насколько иррациональным этот страх может показаться вам. Вместе с вашим ребенком попытайтесь выяснить причину его/ее нежелания ходить в школу. Если это реакция на запугивание, строго учителя, исключение из какого-то круга или группы, или какие-то другие специфические факторы, вы можете стать единственным союзником ребенка; вы можете помочь уладить эти дела с учителем или ровесниками, возможно, посоветовавшись с консультантом или врачом. Если причиной являются какие-то затруднения с учебой или концентрацией внимания, этим нужно заниматься, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно в школе. Когда ребенок не хочет общаться с другими детьми - это показатель более глубокой проблемы, отчаяния или боязни общения. Все эти проблемы требуют серьезного внимания.
Хейли
Хейли, девочка четырех лет, была милым ребенком с красивыми платиновыми локонами и глубокими голубыми глазами. Она жила в любящей, сплоченной семье, в которой было шесть детей. Хейли была, что называется, "маминой дочкой". Она спала вместе со своей старшей сестрой, но очень часто ночью залезала в кровать своих родителей. Хейли зарывалась в подол маминого платья, когда у нее была такая возможность. Даже когда она спала, она крепко прижималась к своей матери или сестре. Когда семья посещала церковь, Хейли отказывалась идти в детсадик при церкви с остальными детьми, крепко держась за маму. Она также не хотела посещать обычный детский сад на неделе.
Как ребенок, Хейли была очень суетливой, страдала рецидивными отитами среднего уха, просилась на руки. Теперь в возрасте четырех лет, будучи очень плаксивой, она не принимала утешение ни от кого, кроме своей матери, к которой всегда сразу же бежала. Болтушка Хейли была неистощимым источником вопросов. Она очень огорчалась, когда ей казалось, что другие не слушали ее или когда они пытались закончить ее фразы.
Если ее мама была рядом, Хейли хотела, чтобы та делала для нее все. В другое время она была весьма независимой. Она часто вела себя хорошо, но когда этого не происходило, об этом знал весь дом. В плохие дни, она требовала от матери большего внимания, что зачастую было невозможным в такой большой семье.
Единственной проблемой со здоровьем у Хейли в то время был насморк во время простуды. В такие дни она, как и всегда, хотела сидеть у матери на коленях.
Основываясь на ее "прилипчивой", плаксивой натуре, рецидивных ушных инфекциях и густых выделениях из носа, я назначила ей Пульсатиллу. Как это иногда случается, этот препарат лишь частично отразился на ее "прилипчивости". (Когда гомеопатический препарат не очень подходит человеку, обычно наблюдается слабая реакция или же вообще никакой). После этого я пересмотрела случай Хейли и назначила менее распространенный препарат, известный своей эффективностью при сильной "привязчивости" - Висмут. Ключевой симптом Висмута - ребенок не хочет отпустить руку своей матери.
Хейли очень хорошо реагировала на Висмут и ее мать не приводила ее целый год. Она играла сама и охотно посещала детский сад. Хейли больше не мучила свою мать вопросами о том, куда она собирается и не бежала через весь дом, умоляя ее остаться. Ее маме больше не надо было три раза обнимать и целовать Хейли, перед тем, как та отпускала ее. Улучшились и другие симптомы, такие как энурез и боязнь больших собак. Но симптомы вернулись, после того как девочка съела пирожок с кофе эспрессо, поэтому я повторно назначила прием Висмута. Ее мать звонила неделю спустя и сказала, что симптомы Хейли снова начали улучшаться.
Препараты для лечения фобий
Арсеникум альбум. Такие дети испытывают общую тревогу и сильную потребность в режиме и порядке в школе и жизни. В основе лежит страх умереть, потерять своих родителей или заболеть какой-либо заразной или серьезной болезнью, который может стать очень сильным. Сопутствующими симптомами могут быть изжога, диарея и жгучая сыпь.
Бариум карбоникум. Это один из самых распространенных препаратов для детей с отставанием в учебе. Такие дети неохотно поднимают руки в классе, боясь, что над ними будут смеяться или издеваться. Дети этого типа медленно ходят, говорят, читают, говорят или взрослеют. Они описывают себя как "глупых" или просят родителей помочь им в решении самых простых задач.
Висмут. У таких детей присутствует такой сильный страх, что они буквально хватают родителей за руки и не отпускают. Увязавшись за мамой или папой, как щенки, они очень боятся остаться одни. Острые боли в желудке и жажда холодной воды могут стать сопутствующими симптомами.
Кальциум карбоникум. Это тоже один из наиболее распространенных препаратов. Эти дети предпочитают оставаться дома. Осторожные и делающие все с неохотой, они боятся многих вещей, которым более активные дети наоборот обрадовались бы. Они предпочитают безопасность риску. Такие дети обычно упрямые и любят сыр.
Кальциум фосфорикум. Дети этого типа часто страдают от головных болей в школе и от болей в желудке. Наиболее часто употребляемым словом, которым они описывают свое состояние, является "неудовлетворенность". Физкультура дается им намного проще, чем занятия в классе. Эти дети часто страдают переломов и боли. Они любят бекон, пепперони, копченое мясо или заменители мяса.
Натриум муриатикум. Это препарат для чувствительных, легкоранимых детей, которых очень легко обидеть. Хотя они хорошие друзья, они не хотят показывать свои чувства или слезы, боясь показаться уязвимыми. Наиболее вероятной причиной боязни школы у этих детей является потеря близких отношений или дружбы, что заставляет их уединяться в своей комнате, читать и слушать меланхолическую музыку.
Пульсатилла. Дети этого типа милые, мягкие, чувствительные и очень легко плачут. Они зависят от любви и внимания других, они очень стараются завоевать любовь. Как и при Висмуте и Кальциуме фосфорикуме, здесь нередки боли в желудке. Дети часто испытывают жажду.
Страмониум. Запуганные, цепляющиеся за родителей и чрезвычайно боящиеся темноты эти дети просят не выключать свет в их комнатах ночью. Внешне они могут вести себя вызывающе, угрожать, но внутренне они испытывают сильный страх. Помимо страха школы такие дети обычно боятся больших собак, привидений и диких животных.
Дозировка
Давайте по три гранулы 30С потенции один раз в день в течение трех дней. Прекращайте прием, как только увидите улучшение. После того, как вы в первый раз заметили улучшение, следующую дозу препарата давайте только тогда, когда симптомы вернуться. Если после приема трех доз вы не заметили улучшение, попробуйте другой препарат, который четко совпадает с картиной симптомов.
В статье описано лишь 7 гомеопатических препаратов из возможных более двух тысяч - любой из них может подойти вашему ребенку. Если вы не замечаете значительное улучшение в отношении вашего ребенка к школе в течение нескольких недель, то вам следует обратиться к профессионалу. Обычно боязнь школы прекрасно лечится гомеопатическими препаратами.
Краснодарский краевой центр гомеопатии, 2006 г.
Перевод Пак Е.Р.