Эпидемия аутизма
(Статья из журнала «Homeopathy Today» Национального Центра Гомеопатии, США. Апрель, 2003 г., выпуск 23, №4, стр. 12-14)
Джудит Райхенберг-Уллман, доктор натуропатии, диплом Гомеопатической Академии Врачей-натуропатов, LCSW
Что такое аутизм и аутическая симптоматика?
Аутизм это вид нарушения развития, влияющий, в основном, на речь и социальную адаптацию (хотя он может также включать и различные физические симптомы), что очень сильно влияет на жизнь ребенка. То, что мы называем аутизмом, на самом деле больше известно как обширные нарушения развития и наиболее часто попадает под эту категорию.
Аутистическая симптоматика это широкое понятие, к которому относятся симптомы детей с отставанием в развитии, а также те десять процентов детей, страдающих аутизмом, обладающие уникальными дарованиями (например, одаренные в сфере искусства, музыки или математики). Если детей с тяжелой степенью аутизма можно диагностировать в возрасте до года или когда не развиваются навыки речи, присущие возрасту, то более высокоорганизованных детей аутистической симптоматики, таких как с болезнью Аспергера, можно не выявить до того, как ребенок пойдет в школу или даже позже. Некоторые остаются вообще не выявленными.
Родители могут осознавать, что что-то не так, но никто не может понять, в чем проблема. Такие дети не могут приспособиться, они кажутся странными, замкнутыми или медлительными. Родители описывают своего ребенка как «не от мира сего» или «делающих все по-своему». Когда эти родители начинают изучать аутизм и болезнь Аспергера, они часто узнают знакомые симптомы. Объяснение того, что происходит с их детьми, является одновременно и облегчением и огорчением. Становится ясно, по какому пути следовать, но чаще возникает больше вопросов, чем ответов по поводу того, что ожидает ребенка в будущем. Однако из-за растущего числа детей, страдающих аутизмом, доступность информации, источников и родительских групп поддержки быстро растет.
Очарованные дети
Дети с аутизмом ощущают мир иначе, чем все остальные. Многие из них живут в своем собственном мире. Родители жалуются, что ребенок не заинтересован в игре с другими детьми. Когда он попадает в общество других детей, он, скорее всего, начнет играть параллельно с ними, а не вступит с ними в общение, и его, скорее, будут больше интересовать объекты, а не люди. Его мир крутится вокруг, завораживая его поездами, винтами или циклонами, и он не обращает внимания на то, чем занимается маленький Пол из соседней комнаты.
Из-за недостатка близкого общения со своими детьми, страдающими аутизмом, родители чувствуют подавленность и могут воспринимать детей как далеких, отчужденных и неэмоциональных. Положение тела, позы и движения могут показаться надуманными, напряженными и неестественными. У таких детей могут появиться странные повторяющиеся движения, такие как покачивание тела или хождение на цыпочках. То, что приносит другим радость, для таких детей может представлять очень мало интереса и, наоборот, ребенок может прийти в абсолютный восторг от того, что кажется тривиальным, обычным и может остаться незамеченным для его родителей и сверстников. Их мышление бывает слишком буквальным, если сравнивать их с более богатой воображением игрой его братьев и сестер или одноклассников. Они могут быть настолько самодостаточными, что кажутся отчужденными.
Речь является другой большой проблемой, которая может очень сильно варьироваться, в зависимости от того, к какой части аутистической симптоматики относится болезнь ребенка. В то время как у очень ослабленных детей может произойти отставание или полнейшее отсутствие речи, у детей, страдающих болезнью Аспергера, речь развита не по возрасту. Такие дети с хорошими вербальными навыками могут задавать один и тот же вопрос снова и снова, выводя своих родителей из себя. Но даже дети с хорошим словарным запасом способны вовлекаться в разговор только на одну-две минуты. Они быстро заявляют о том, что закончили разговор или резко кладут телефонную трубку в середине предложения. Язык у них необычен и оригинален, тон его высказываний также может быть необычным. Преувеличенная привязанность к каким-либо предметам может достигнуть уровня одержимости. Какие-то ритуалы и рутинные действия приходится навязывать силой. У этих детей могут проявляться приступы гнева, злость и широкий круг поведенческих проблем.
Насколько распространен аутизм? Почему его распространение увеличивается?
Родители, преподаватели и работники здравоохранения встревожены распространением болезней аутистической симптоматики. До начала последней декады распространение этого заболевания составляло цифру в 20 человек из 10 000. К 1997 году этот показатель удвоился до 40 - 50. Количество детей, которых в 1997 году лечили от аутизма в США, резко увеличилось на 56% в 1991-1997 годах до приблизительно полумиллиона, то есть один ребенок на каждые 400. Такая же тенденция наблюдается и в Великобритании. Огромное влияние, которое эти дети оказывают на свои семьи, школьные системы и ресурсы сообщества, выливается в затраты, составившие более 30 миллиардов долларов за год в США.
Какова причина такого сильного распространения аутизма в США и Великобритании? Многое указывает на иммунизацию. Некоторые спорят о том, что распространение аутизма напрямую связанно с увеличением количества вакцин, назначаемым детям, а также введение вакцины MMR (от кори, свинки, краснухи). Дети в этой стране получают более тридцати различных вакцин, еще не достигнув двухлетнего возраста. Возможная связь с иммунизацией представляет определенный интерес для гомеопатов, которые верят, что, чем меньше вакцин, тем лучше, исключение составляют лишь вакцины от столбняка и полиомиелита.
Большое количество родителей больных аутизмом детей винят MMR вакцину. Они полагаются на исследование детей, которые испытали кратковременное похожее на аутизм ухудшение после введения им вакцины MMR. В некоторых случаях у этих детей также повышалась температура, наблюдались потеря слуха и воспаление кишечника. Следующая проблема заключается в том, достаточно ли протестирована данная вакцина перед назначением ее такому большому количеству детей. В нашей практике мы лечили детей, которые были вполне здоровы до введения им вакцины MMR, а после ее введения у них появились признаки аутизма. Во многих случаях замечена связь, но временные рамки не позволяют утверждать наверняка.
Также спорным остается вопрос возможной связи с токсичностью ртути из тимерозала, содержащегося в некоторых вакцинах. В течение двадцати лет с 1970 по 1990 гг., когда заболеваемость детей аутизмом в США возросла в два раза, вакцины, содержащие тимерозал, применялись более широко.
У гомеопатии есть преимущества в лечении детей, больных аутизмом
У гомеопатии есть несколько преимуществ перед традиционной медициной в лечении детей с аутистической симптоматикой. Во-первых, гомеопаты любят тех людей, которые чем-то отличаются – чьи симптомы странные, уникальные и необычные. Именно эти необычные симптомы позволяют нам назначать гомеопатические препараты. Гомеопат, лечащий ребенка с аутизмом, хочет выявить, что отличает его даже от других таких же больных детей. Такие симптомы, как хождение на цыпочках, хлопанье в ладоши и одержимость поездами, могут показаться странными и неприсущими поведению многих детей, но среди детей с аутизмом они обычны. Поэтому гомеопату полезно лечить сразу несколько детей, больных аутизмом, чтобы понять, что отличает каждого из них.
Вторым преимуществом гомеопатии является то, что мы лечим всего человека как единое целое – все симптомы, а не их часть. Возьмем, к примеру, ребенка с задержкой речи, повышенной чувствительностью, проблемами с кишечником, такими как хронический запор или недержание, и с нарушенными социальными функциями. Традиционный врач, или даже холистик и врачи некоторых нетрадиционных видов лечения будут лечить каждую проблему по отдельности. Но не гомеопат. Гомеопатический монопрепарат может соотноситься со всеми этими симптомами. Конечно, у родителей есть выбор и они могут добавить что-либо еще, например, диету без казеина и клейковины, диетические добавки, занять чем-нибудь ребенка, попробовать лечение при помощи сенсорной интеграции и другие виды лечения, которые могут принести пользу. Но это может оказаться ненужным, если назначен правильный гомеопатический препарат. Я считаю более эффективным попробовать гомеопатический препарат без применения какой-либо другой терапии, а затем оценить результаты.
В третьих, эти дети могут быть слишком чувствительны и разборчивы к вкусам и запахам. Гомеопатические препараты очень вкусные – дети даже часто просят их. Может не потребоваться давать их слишком часто - в некоторых случаях достаточно одной дозы за несколько месяцев. И, в-четвертых, гомеопатия - самый безопасный вид медицины, который вы только можете найти. Родители, которые теперь боятся всего после иммунизации и применения других препаратов, могут быть уверены, что гомеопатия является естественным и безопасным методом лечения.
Что можно ожидать от гомеопатического лечения?
Насколько может продвинуться лечение под наблюдением гомеопата? Это зависит, в первую очередь, от того, к какой части аутистической симптоматики относится ребенок, насколько ясно сможет гомеопат понять ребенка и насколько гомеопатический препарат подойдет этому ребенку. Я наблюдала, что у детей с серьезными аутистическими отклонениями гомеопатия может быть особенно эффективной для лечения физических и поведенческих жалоб. Значительные улучшения наблюдаются в таких проблемах как приступы и кишечные расстройства, наряду с уменьшением вспышек гнева, что может показаться родителям очень хорошим признаком, также как и даже малейшие улучшения в речи и социальном поведении. Некоторые дети со средней степенью аутизма могут испытывать более сильные изменения во всех сферах.
Я видела, как наибольший успех в лечении был достигнут у детей, страдающих болезнью Аспергера, которые очень четко выражали свои мысли, были более общительными, чем другие дети с аутистической симптоматикой. Хотя эти дети навсегда сохранят свою собственную непохожую на других индивидуальность, при успешном гомеопатическом лечении они могут быть вполне нормальными в учебе, поведении и общении. Многие из таких пациентов успешно закончили обычные школы и были способны устанавливать и сохранять дружеские отношения со своими сверстниками. Одержимость и странные привычки уменьшились, желание заняться подходящими для возраста занятиями нормализовалось и навыки общения улучшились настолько, что эти дети не очень сильно отличались от своих сверстников. Родители были очень рады, что получили своих детей обратно.
Как найти наиболее подходящий препарат для детей с аутизмом
Не существует такой книги рецептов, которая бы позволила назначить ребенку гомеопатический препарат. Практически любой препарат – полихрест или малый препарат, животного, растительного или минерального происхождения – может понадобиться в каждом индивидуальном случае. Вот как я подхожу к подобным случаям.
Сначала я беседую с родителями, чтобы получить как можно более ясную картину о проблемах ребенка, о его здоровье, успехах в учебе, поведении, общении, привычках, натуре. Очень наблюдательные родители могут быть чрезвычайно полезными для получения информации. Если ребенок слишком маленький, не может или не хочет разговаривать со мной, рассказ родителей очень полезен. Я, насколько это возможно, пытаюсь рассматривать этот случай как «детский», а не «родительский» и отсеиваю любые домыслы родителей, которые могут быть неточными или необъективными.
Я оцениваю, насколько ребенок может общаться со мной и, наоборот, насколько я могу общаться с ним. Большинство родителей довольно хорошо судят о вероятности того, будет ли ребенок говорить со мной полчаса или полтора часа. Они могут правильно определить, как долго их ребенок захочет со мной общаться, впрочем, они также могут быть удивлены, как прекрасно общается их ребенок. Дети выражают свои чувства в свежей, спонтанной и искренней манере, что недоступно родителям, говоря об образах и видениях из их собственного мира. Если ребенок не может или не хочет говорить со мною напрямую, одним из способов является общение с помощью родителей в качестве посредников или переводчиков. Это занимает много времени, но это лучше, чем вообще не получать информацию от ребенка. Здесь важно все!
Чем более выразителен и открыт ребенок, тем больше возможность назначения правильного препарата, подходящего под его специфические симптомы, ощущения, хобби, наваждения, фантазии, образы и сны. Как только ребенок начинает говорить, не имеет значения о чем, он открывает себя и дает ключ к тем препаратам, которые ему требуются. Не важно, описывает ли он сложности его любимой видеоигры или описывает в деталях, как он чувствует себя, когда не может найти нужные слова для рассказа. Все это говорит о нем и том препарате, который ему требуется.
Если ребенок не способен к вербальной коммуникации, случай становится более интересным. Здесь уже по необходимости все зависит от понимания родителей своих детей, их опыта, поведения, реакций, физических симптомов, истории, любые травмы во время беременности, травмы у ребенка, наблюдения отношений с членами семьи и другими детьми. Иногда ребенок бывает настолько уникальным, что правильный препарат может быть найден без его прямого содействия. Но случай становится более насыщенным, а назначение препарата более уверенным, если у меня появляется возможность войти в мир ребенка и узнать его.
Как родители детей с аутизмом могут наилучшим образом поддержать гомеопатическое лечение
Найдите гомеопата, которому вы доверяете и который имеет опыт лечения детей, болеющих аутизмом.
Пройдите курс лечения у этого врача, как минимум, в течение одного года. Найти правильный препарат может быть очень сложно, это может занять определенное время.
Если вы хотите использовать другие виды лечения в добавление к гомеопатии, сначала проконсультируйтесь с вашим гомеопатом. Это особенно важно в начале лечения, когда гомеопат пытается найти подходящий препарат для вашего ребенка.
Если у вашего ребенка возникнут острые заболевания во время курса лечения, перед тем как давать ему традиционные препараты, посоветуйтесь с гомеопатом, за исключением чрезвычайных ситуаций.
Постарайтесь стать проницательным и внимательным наблюдателем, чтобы объективно докладывать о симптомах и изменениях вашему гомеопату.
Воспитывать ребенка с аутизмом, особенно, если у него есть братья и сестры, очень сложно. Постарайтесь относиться одинаково ко всем членам семьи, чтобы удовлетворить потребности каждого. Требования больного ребенка могут показаться тягостными и настойчивыми, но очень важно сохранить баланс и гармонию во всей семье.
Дышите глубоко, не торопитесь и помните, что вы и ваш ребенок делаете все, что в ваших силах.
Краснодарский краевой центр гомеопатии, 2004 г.
При копировании материалов ссылка на "Краснодарский Краевой Центр Гомеопатии" обязательна.
Copyright © Krasnodar Regional Homoeopathic Center 2004